как я фотографирую?

Условия съемки?
Стандартная двухкомнатная квартира. Снимаю я всегда в спальне. На кровати лежит фон с композицией, вокруг кровати располагаются свет, камера, провода, рассеиватель. Камера подключена сразу к компьютеру с автоимпортом фотографий в Lightroom. На мониторе несоизмеримо нагляднее видно, что вышло в кадре, как лежат тени, что нужно сдвинуть или поправить, не завален ли горизонт и удачно ли стоят объекты для будущего кадрирования. Однажды попробовав этот вариант, я поняла, что с экранчиком камеры работа закончилась.

Для организации съемки я каждый раз достаю из потайных углов, шкафов и из-за штор все необходимое. Раскладываю, расставляю и после работы снова убираю все обратно. Разложенным и готовым оно физически не может стоять все время ввиду отсутствия лишней площади.

И последнее... для тех, кого хоть раз пугали рассказами о том, что в помещении для съемки должны быть стены нейтрального цвета, иначе дело-дрянь... у меня ярко-салатовые стены.

Так хранится оборудование и фоны в уголке комнаты (из трех штативов пользуюсь одним в 95% случаев). Плюс в шкафу сами моноблоки и за шторой у стены рассеиватель:


Почему не дневной свет?
Я была бы ему рада, но обстоятельства сложились следующим образом... Половину дня ежедневно я нахожусь на работе, после работы занимаюсь детьми, прогулками, домашними делами и в итоге вся световая часть дня, что длинная весной-летом, что тем более короткая осенью-зимой проходит, скажем так, мимо меня. Фотографирую я после укладывания детей и мелкой вечерней кутерьмы, раньше 23.00 не выходит. Другого времени на это у меня нет, совсем никак. Около полугода я выкручивалась с обычным освещением в своей спальне (просто с люстрой на потолке) и это был ежедневный подвиг. Баланс белого, сами понимаете, был далек от совершенства, тени закладывались как им хотелось, кроме лайтрума с не хилой постобработкой ничего не спасало и мне это надоело. Встал вопрос: прекратить снимать вообще и забыть этот страшный сон или заняться этим на новом уровне. Первый вариант меня не устраивал совершенно.
Муж нашел мне двухнедельные курсы по предметной фотосъемке в фотошколе у великолепного мастера Владимира Морозова. Это были две недели кайфа и переосмыления фотореалий! Работа исключительно со студийным светом и толковые рассказы о том, что это за зверь и что он может творить, сделали свое дело. Через месяц выбора и изучения того, что предлагает рынок фототоваров, был приобретен необходимый мне минимум оборудования и жизнь заиграла другими красками.

P.S.: для тех, кто живет в Москве или ближайшем Подмосковье и хочет получить базовые знания по студийной предметной фотосъемке, даю ссылку. Вдруг кому пригодится (очень рекомендую) http://www.paninphotoschool.ru/photocourses/?course=19



Почему моноблок, а не внешние накамерные вспышки?
Несравнимо меньшая мощность, трудности с присоединением различных рефлекторов и насадок (нужен переходник) и работа от батареек, которые придется постоянно менять (не в курсе, можно ли присоединить накамерную вспышку к розетке). Мне хотелось такой свет, чтобы никаких трудностей в работе больше не возникало. Но... если есть желание (или временно нет иной возможности) попробовать накамерники с выносом, то почему нет. Я даже при потолочном свете получала терпимый результат, так что попытка не пытка. Но купить стойки и рассеиватель (или софтбокс) с отражателем все равно придется.

Мое оборудование
*Камера и объектив
Второе, пожалуй, даже важнее. Первая моя зеркалка была дешевле, вторая подороже и разница какая-то есть, но в целом это совершенно не глобально меняет дело. Красиво выстроенный кадр и грамотная работа со светом решают больше половины дела. Далее что касается объектива. Для предметной (в частности фудсъемки) желательно использовать фиксовые объективы. Без зума. Но опять же, если пока нет иного подстроиться можно почти под любой, ну кроме огромных телевиков для съемки диких животных на сафари)))) У меня Canon 85mm (https://market.yandex.ru/product/973680?hid=90613). Вроде как не является образцом для работы с предметкой, но как видите совершенно симпатично справляется со своей задачей. Достаточно бюджетен, что не может не радовать. Из Canon самым рекомендуемым считается Macro 100mm (https://market.yandex.ru/product/5038425?hid=90613&show-uid=465846814361317302), но у меня его пока нет и я не особо переживаю. Про другие марки объективов ничего сказать не могу.

*штатив для камеры
У меня фирмы Benro (http://www.amd-photo.ru/shop/shtativy/benro-a-258/). Их масса, выбирать можно разные, но он должен быть удобный, надежный и крепкий. Камера штука дорогая, стоять должна как влитая и работа с ней в поворотах, наклонах и т.д. должна радовать, а не бесить. Поэтому хлипкие, сколоченные на коленке стремные треноги брать не надо!
По существу... никогда не фотографирую с рук. Во-первых, это крайне расслабляет мозг на предмет поиска нужной точки фокусировки. Двадцать раз подходя к композиции, чтобы что-то поправить, и двадцать раз возвращаясь обратно вы вынуждены искать опять тот самый удачный ракурс. Если же камера стоит на штативе, об этом можно забыть, это ооочень и ооочень удобно! Во-вторых, это освобождает руки, например для того же отражателя. Одной рукой держите его под нужным углом, другой нажимаете спуск на камере. А если камера в руках, то отражатель либо в зубы, либо на дополнительную небольшую стойку с креплением, а это лишнее место в комнате и лишние деньги на стойку. Ну и в-третьих, камера у меня подключена сразу к монитору компьютера, поэтому скакать, путаясь в длинном проводе под ногами, крайне неудобно.

*собственно моноблок
У меня их два, но вот честно скажу, что в 95% случаев нужен один. Бывают кадры, когда хочется еще подсветить тут, или вот тут, или хитренько сверху, но это крайне единичные случаи в таком формате фотосъемки о котором мы здесь ведем речь. Лучше потратиться на один неплохой моноблок, удвоив сумму, чем брать два совсем никаких. Вот это прям настойчиво рекомендую.
У меня моноблоки фирмы Jinbei мощностью по 600Дж (http://www.amd-photo.ru/shop/monoblock/jinbei-digital-studio-flash-ecl-series-300-400-500-600-800/).
Я довольна ими очень!!! Это не Profoto и не Broncolor, но это и не очень дешевая ерунда. Работают прекрасно, мощности этой хватает за глаза, ценовая категория из разряда сносных.

*стойки под моноблоки
Пользуюсь небольшими по высоте, так как кровать, на которой я фотографирую, низкая. Мои фирмы Grifon (http://photogora.ru/grifon-ars-2600-stand-260-sm). Устойчивые, не слишком дорогие. Опять же, можно взять сразу стойки Mаnfrotto скажем, но я решила, что это лишнее. Единственное, особо за дешевизной гнаться не стоит, ведь моноблок дорогая и самая тяжелая часть оборудования. Он должен надежно крепиться на стойке и не менее надежно она должна стоять. Качество тут важно, как и в ситуации со штативом для камеры. Стойка у меня с небольшим телескопическим держателем, чтобы можно было закрепить что-то еще, кроме света (http://photogora.ru/holder/holder_disk/grifon-rbh-2566-holder-background-63-168-sm). Я с помощью него креплю вертикально рассеиватель между светом и объектом. На фото бэкстейджа далее вы это увидите.

*отражатель
Складной круглый двухсторонний (белый+серебро), диаметр 80см (http://photogora.ru/grifon-lite-disc-80-sm-silver-white-r-80-sw). Меньше я бы брать не стала, потому что его как раз хватает зачастую объять всю композицию, а если нужен только кусочек, то частично подставляем к затененному участку. Больше не меньше, как говорится. Пользуюсь только белой стороной, так как серебряная все же дает жестковатую картину.

*рассеиватель
Вот на нем остановимся подробнее. Я не пользуюсь софтбоксами, стрипами и т.д., а использую фрост (световой фильтр). Так нас научили в фотошколе, показав результат и поведав о плюсах работы с этим материалом. Это тонкий похожий на швейную кальку лист, только пластиковый, а не бумажный. Используется в профессиональной операторской работе при видео съемках для смягчения светового потока. Суть та же, что у софтбокса, но несколько больше возможностей. Свободно передвигая натянутый на раму фрост между моноблоком и композицией, мы можем менять свето-теневую картину за счет смягчения светового потока при приближении фроста к композиции или построения более резкой картины при смещении его к источнику света. Продается он в рулонах по 8 метров (http://www.kinopro.ru/svetofiltr-white-dif/). Натягивала я его на самодельную раму из пластиковых строительных профилей, скрепленных уголками на маленьких болтиках. У меня он 120см*120см. Великолепно помогает создавать иллюзию света из большого окна, ну и не только это. С точки зрения использования для меня он гораздо удобнее софта. Стоит у стены за шторами, незаметен и не требует сборки, как софтбокс. А теперь на минутку представьте размер софта со стороной 120см. Это громаднейший куб против плоской рамки. На мой взгляд очевидные плюсы кругом. Исключительно на мой взгляд.
Вот так выглядит рама с фростом:


*поверхности для фото или фоны
Хотя пост про свет, но все же пару слов не могу не сказать. Поверхность в приспособленном для съемок месте в квартире может оказаться вовсе не подходящей (как покрывало на кровати в моем случае). Самым удобным в такой ситуации становится использование фонов. Фоны могут быть любые, какие вам нравятся и желательно не менее 70*70см, это тот размер при котором можно без установки задника снять хоть какую-то уходящую вглубь перспективу, а с задником комфортно располагать предметы на разной глубине кадра, не упихивая их все в плотную кучу. Идеально, если фоны двухсторонние, тогда при том же занятом под хранение пространстве будет в 2 раза больше разнообразия. Мастеров по изготовлению деревянных фонов и имитаций железа, бетона и прочих радостей сейчас много. Это нынче популярно, так что возможности есть.

*рефлектор и соты
Рефлекторы крепятся на моноблок и меняют световую картину кадра в зависимости от своего размера и внутреннего покрытия, от которого свет отражается. Их много разных и сразу скажу, что я пользуюсь только и только самым маленьким (http://photogora.ru/light_mod/reflector7/grifon-rf-18). Пользуюсь в 100% случаев, вернее просто вообще никогда не снимаю с моноблока. Он так на нем и хранится.
Соты. Я их обожаю! Это небольшая насадка уже на сам рефлектор, представляющая собой круглую пластину в дырочках в виде мелких пчелиных сот. Свет, проходя сквозь них, приобретает направленность. Сходится к центру и рассеивается по краям. В зависимости от толщины самой рамки (то есть высоты стенок ячеек) и диаметра ячейки они бывают разные, размер их обозначен в градусах и в зависимости от этой величины они концентрируют свет сильнее или слабее. У меня толщина насадки 1см и диаметр ячеек 4мм. Одного вида сот мне хватает и желания покупать дополнительно другую градусность нет. Если на рефлекторе нет сот, то фрост я использую обязательно, если работаю с сотами, то в зависимости от желаемого результата фрост у меня то присутствует, то нет.
Соты и рефлектор с сотами и без:




Результат работы с различными компановками аксессуаров
Рефлектор+соты+фрост

Рефлектор+соты без фроста

Рефлектор+фрост без сот

Куда ставлю свет?
Как угодно, только не в "лоб" кадру. Я использую боковое, заднее и задне-боковое освещение в зависимости от изначально задуманного результата. Общая световая картина зависит от большого числа факторов, но все же каждый из трех способов установки света дает некий предсказуемый эффект.

Близко установленным светом сбоку хорошо имитировать ровный спокойный или яркий дневной свет:

Заднее освещение за счет попадания света непосредственно в объектив дает ощущение легкой дымки и тумана, делает кадр камерным и неплохо передает ощущение очень раннего утра, рассвета или пасмурного, промозглого дня:



Задне-боковая постановка дает красивую игру теней, подчеркивает контуры предметов и дает кадру фактурность.

При этом играя комбинациями рефлектор-соты-рассеиватель с наличием или отсутствием чего-либо из этого вы дополнительно усиливаете тот или иной эффект. Привести примеры всех-всех вариаций невозможно, в каждом кадре есть свои мелочи, но основные моменты я постаралась показать выше. Далее только вопрос вашего личного опыта и экспериментов со всем этим богатством.



Бэкстейджи

В заключении покажу, как выглядит этот процесс в комнате. Свет в комнате у меня всегда включен (потому что пилотный свет жутко греет моноблок и от него невероятно жарко, а в темноте ничего не видно). Отражатель я держу в руках в том месте, где это необходимо, другой рукой щелкаю.
Допустим нужен свет сбоку:

Тоже свет сбоку, но композиция поднята повыше, так как это минимальная высота стойки под свет:

Пример с задником в композиции и освещением без стойки и фроста, но с сотами:

Свет сбоку на стойке с держателем для фроста:

Как вы понимаете, вариаций масса, чего не скажешь о количестве места в комнате, но его же хватает и это главное)))

Заключение
Первое. В блоге среди старых постов есть ощутимо более низкого качества фото - это либо самые азы наобум (когда не то, что свет, а и композиция в целом выглядит плачевно) или то, что делалось в отвратительных световых условиях. То есть сегодняшний пост был посвящен более менее вдумчивой деятельности, которая длится чуть больше полугода и отличается по качеству того, что было ранее.

Второе. Я впервые в жизни попыталась более менее понятно отразить подобного рода информацию в максимально сжатом варианте, поэтому возможно что-то вышло сумбурно или остались какие-то вопросы. Соответственно обратная связь крайне приветствуется. Спрашивайте, уточняйте, рассказывайте все, что посчитаете нужным (здесь или в instagram).
Очень надеюсь, что кому-то что-то сможет пригодиться!

34 комментария:

  1. Анонимный6 июля 2015 г., 10:15

    очень интересно и познавательно, спасибо Вам большое!))

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, не могла не оставить комментарий! Огромное спасибо за эту статью. Сейчас прохожу обучение по фудсъемке, так вот ваша работа дала несравнимо больше информации, чем урок по искусственному освещению, отдельное спасибо за ссылки и за наглядные фото бэкстейджев . Видно что вы искренне поделились всем имеющимся опытом в съемке. (Продублирую и в инстаграме)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Невероятно вам признательна!!! Огромнейшее спасибо!

      Удалить
  3. Ирин, очень интересно! 2 раза прочитала🙈 теперь по ссылкам хожу, знаю, что закажу на ДР)))

    ОтветитьУдалить
  4. Ира, спасибо за информацию, познавательно.
    Уточните момент с мощностью моноблока при съемке? Насколько я знаю, то выдержка должна быть не более 200, соответственно при большой мощности приходится закрывать диафрагму, даже до 9-10, что в свою очередь влияет на глубину резкости в кадре.

    ОтветитьУдалить
  5. Длина выдержки ограничивается радиосинхранизатором. Я например, снимаю на 1/160 с, т.к. короче не позволяет синхронизатор. Во-первых,
    мощность моноблока регулируется на самом моноблоке. Во-вторых, если Вам слишком светло на минимальной мощности моноблока и вы не хотите зажимать диафрагму - нужно отодвигать моноблок от объекта съемки или использовать рассеиватель.
    Если Вам будет слишком много света - вы можете отодвинуть моноблок или использовать различные световые модификаторы. А вот если Вам не будет хватать мощности - вы уже ничего не сделаете. Если я не полностью ответила на ваш вопрос, то смело спрашивайте еще)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если мы отодвигаем моноблок от предмета съемки, чтобы уменьшить поток света, но при этом не закрывая диафрагму, то меняется световой рисунок, разве нет?
      Чаще всего вы на какой диафрагме снимаете?

      Удалить
    2. Если угол не менять, то в большей степени все же это все повлияет на общую освещенность, чем на рисунок залегания теней. Диафрагма у меня оооочень разная, это зависит от задумки и желаемого на выходе ГРИПа. То есть я снимаю на диафрагме от 4 до 14, всегда разная

      Удалить
  6. Очень познавательно! Большое спасибо:))

    ОтветитьУдалить
  7. Ира, спасибо за рассказ! Боже мой, это целая наука!)
    У меня такой вопрос: а как муж относился к вашему увлечению на первых порах? Не было такого типа: всё это ерудна, зачем тебе это надо и т.п.?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!) Муж наоборот постоянно в самом начале бухтел, что я боюсь брать зеркальную камеру и позволяю себе делать из своей красивой еды далеко не самые красивые фото, да еще при потолочном свете. Поэтому обучил работе с самой камерой, а потом отправил на обучение в фотошколу) Теперь его все устраивает)))

      Удалить
    2. А не бурчит, что в 11 вечера постель занята? =D
      Мой на меня бурчит, что я кухню окупирую порой, ему туда не зайти толком за водой или сигаретами из-за стойки с зонтом и вспышкой, боюсь представить, что бы было, если бы я его угол перед телевизором заняла XD

      Удалить
  8. Спасибо большое! Очень познавательно.

    ОтветитьУдалить
  9. Ирина, добрый день.
    Спасибо Вам большое за статью, очень познавательно. Я еще в самом начале своего пути к фудфото и помимо технических деталей меня интересует вот такой вопрос - Вы говорите, что снимать у Вас получается только часов в 11 вечера. У меня примерно такой же график. Но проблема в том, что готовлю я часов в 8 и в первую очередь все хотят есть, а не ждать пока я все сфотографирую. А к 11 вечера или все уже съедено/надкусано/порезано/надломано, или попросту теряет внешний вид (по крайней мере часть блюд). Полагаю Вы тоже не к 11 вечера готовите. Поделитесь, пожалуйста, как Вы решаете подобные проблем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день) Ну, во-первых, "все съедено" такой проблемы у меня нет, так как я принципиально, всегда, даже если кому-то не будет добавки хватать откладываю необходимое мне количество (1 щедрую порцию на фото). Эту порцию трогать запрещено)))) Потом мы садимся кушать спокойно и вот все что сфотографировано у меня это минимум час, а то и больше после готовки. Заветрился немного соус - покручу кусочки мяса, чтобы они снова обволоклись, нужен блеск - слегка можно пройтись маслом по поверхности, утонули нужные кусочки в супе - вилочкой аккуратно их на поверхность поднимаю. Я за время своей скромной практики так и не обнаружила блюд, которые вот прям реально дико страдают от того, что не сфотканы судорожно сразу.

      Удалить
    2. А если хочется добавить дымок от горячего супа или иного блюда, чтобы словно "с пылу с жара", как вопрос решаете?

      Удалить
  10. Ирина большое спасибо за такую информативную статью! Сейчас стою перед выбором иа и все стараюсь понять хватит ли моноблока с 300 дж... Вы для своих фотографий какое обычно дж выставляете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!) у меня 600 и я работаю по цифрам на 2-4 с шагом 0.1

      Удалить
    2. а в 600дж 6 ступеней? выходит 6-ая самая мощная?

      Удалить
  11. Да. Но у всех фирм свои градации. Бывает 4 или 9

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поняла. И последний вопрос) Радиосинхронизатор у вас тоже Jinbei? не подскажите какой?
      Большое спасибо за все ответы!))

      Удалить
    2. Да, синхронизатор тоже Jinbei, модель TR-A8) Не за что))

      Удалить
  12. еще раз подчеркиваю для себя ,какая Вы трудолюбивая и целеустремленная! Я раньше думала,что у Вас много свободного времени, плюс есть спец.студия для фото, но когда прочитала этот пост, я очень удивилась в хорошем смысле,что Вы успеваете с детьми заниматься таким трудоемким хобби. Я вдохновилась и пошла готовить в очередной раз запеканку по Вашему рецепту.
    Анастасия Доронина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Студия))) Так вот все кое-как, но с душой)) Спасибо вам огромное!!!

      Удалить
  13. Так вот как магия происходит *_*
    Очень интересно, возьму на заметку особенно про моноблок и фрост!
    Эх, наверное, вы меня поймете - так хочется, чтобы где-то был уголок, где вся техника стоит наготове - только принеси с кухни готовое блюдо, включи и щелкни. Так утомляет процесс постоянного освобождения пространства, сбора, установки, а потом еще и уборки как было =D

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, не некий дискомфорт имеется, но я за пару лет так привыкла, что на автомате все достается-убирается. Но там в глубине души хочется чуть удобнее)))

      Удалить
    2. Странно, не вижу половину ваших вопросов, которые были, но на всякий случай... Нет, муж не бурчит, два года тотальной поддержки, помощи и понимания. Будет скрюченный спать на краю кровати, лишь бы мне не сдвинуть ничего. Он моя отдельная тема для разговора))
      Про дымок...ну, тут относительно стандартно...горячее блюдо или стакан с жидкостью в контровом свете. Будет дымок

      Удалить
  14. Ирина,спасибо огромное! Вы мой лучик света))) Очень помогла статья! Серьезно подумываю об искусственном свете и курсах предметной съемки:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что полезно оказалось! ИО во многих ситуациях безусловное спасение, а при умелом использовании качество вот ни разу не хуже нашумевшего дневного. Даже разнообразнее пол час!

      Удалить
  15. Ирина, добрый день! Принесла свое спасибо за информацию и ответы на вопросы. Наконец-то купила моноблок, такой же как у вас, только 400Дж. Два месяца тестирую нового друга, результаты радуют все больше. Вместе с моноблоком приобрела софтбокс (поленилась разбираться с сооружением рамы). На очереди рефлектор и соты. Моя фото-жизнь облегчилась просто в разы (могу теперь снимать, каждый раз, когда захочет левая нога ;-) плюс появилось больше возможностей (люблю брызги и льющуюся водичку). В общем, спасибо огромное еще раз!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное!) Рада, что смогла помочь!

      Удалить